Основные вехи интеграционных процессов в области профессионального образования и обучения в странах ЕС
Лиссабонская резолюция, принята на заседании Европейского Совета в
марте 2000 г. Содержит официальное признание центральной роли образования как
фактора экономической и социальной политики, а также как средства повышения
конкурентоспособности Европы в мировом масштабе, сближения ее народов и
полноценного развития граждан. В резолюции также обозначена стратегическая цель
превращения ЕС в наиболее динамически развивающуюся экономику, основанную на
знаниях [1].
Неотъемлемой частью принятой стратегии, предполагающей
усиление взаимодействия между политикой в области экономики, занятости и
развития человеческих ресурсов, является развитие высококачественного
профессионального образования и обучения. И в этой связи важнейшим
принципом политики Европейского Союза признано повышение отдачи от инвестиций в
человеческие ресурсы, т.е. повышение эффективности и качества профессионального
развития (образования и обучения) граждан.
На уровне национальных государств - членов ЕС для достижения
целей Лиссабонской Декларации определены следующие приоритеты:
• Использование единых механизмов и принципов для поддержки
реформ и развития систем ПОО, в том числе прозрачности (Europass) квалификаций и
компетенций, консультирования в течение всей жизни, официального признания
неформального и спонтанного обучения и обеспечения качества.
Это требует:
■
активизации участия всех заинтересованных сторон и их
взаимодействия на национальном,
региональном и местном уровне;
■
повышения государственных и частных инвестиций в ПОО, включая
смешанные инвестиции;
■
развития социального партнерства, что может быть достигнуто
за счет предоставления различных льгот
компаниям, инвестирующим в обучение;
■ дальнейшего развития
систем ПОО для удовлетворения потребностей групп риска на рынке труда
(молодежи, не завершившей общего образования, неквалифицированных работников,
мигрантов, лиц с ограничениями здоровья и безработных граждан). Это
предполагает использование сочетания целевых инвестиций, оценки ранее
полученного обучения и целевого обучения;
■ развития и реализации
форм открытого обучения, позволяющего людям самим определять образовательные
траектории и получать необходимое консультирование. В дополнение к
вышеуказанным мерам необходимо создать гибкие и открытые системы ПОО для
снижения барьеров между ПОО и общим образованием и расширения продвижения от начального к непрерывному обучению [2] и высшему образованию. А
также должна быть повышена мобильность в рамках начального и непрерывного
обучения;
■
повышения качества ПОО путем системного привлечения ключевых
партнеров на национальном, региональном и местном уровне. Особое внимание должно уделяться опережающему
определению потребности в умениях и планированию ПОО, что особенно важно для
ключевых партнеров, включая социальных партнеров;
■
дальнейшего развития обучающей среды в учебных заведениях и на
рабочем месте. Это означает
обновление педагогических подходов
и использование методик, поддерживающих самоорганизованное
обучение, а также использование потенциала ИКТ и электронного обучения, что
позволит повысить качество образования и обучения;
■
повышения профессионального уровня преподавателей и инструкторов
производственного обучения, направленное на их
реальные потребности в обучении и с учетом их изменяющейся роли, отражающей
изменения в сфере ПОО.
План мероприятий по развитию мобильности
[3] и умений, принят на заседании ЕС в
Ницце в декабре 2000 г. Предусматривает ряд мер по обеспечению:
•
сравнимости систем образования и обучения;
•
официального признания знаний, умений и квалификаций.
Этот документ также содержит план действий европейских
социальных партнеров (организаций-членов европейского социального партнерства),
которым отводится центральная роль в реализации принятых решений.
Доклад «Конкретные задачи для систем профессионального
образования и обучения будущего», принят на заседании Европейского Совета в марте
2001 г. в Стокгольме. Доклад содержит дальнейшее развитие основных направлений
совместной деятельности на европейском уровне в целях решения задач,
поставленных в Лиссабоне.
В докладе определены три стратегические цели:
•
повышение качества и эффективности систем ПОО в Европейском Союзе,
•
облегчение доступа в ПОО для всех категорий граждан,
•
открытие систем образования и профессионального обучения внешнему
миру.
Рекомендация Европейского парламента и Совета, принята 10 июня 2001 г.
Содержит положения относительно повышения мобильности в странах Сообщества для
студентов, учащихся, учителей и наставников в развитие плана мероприятий по
развитию мобильности, принятого в Ницце в декабре 2000г.
Конференция в Брюгге (октябрь 2001 г.). На этой Конференции
руководители ПОО стран ЕС инициировали процесс сотрудничества в области ПОО, в
том числе и в области признания дипломов или свидетельств об образовании и
квалификаций.
Рабочая программа по общим целям и задачам, принята в феврале 2002 г.
Рабочая программа определила следующие основные цели в области развития
«Лиссабонского процесса»:
•
обеспечение качества;
•
доступ и открытость внешнему миру;
•
обеспечение сопоставимости систем образования и обучения для
оптимального
использования внутреннего разнообразия национальных систем образования;
•
повышение мобильности;
•
официальное признание знаний, умений и квалификаций на всем
пространстве ЕС в интересах непрерывного обучения.
Общая рамка деятельности
европейских социальных партнеров, принята в феврале 2002 г. на базе Рабочей
программы по общим целям и задачам.
Рабочая программа «Образование и обучение 2010», принята в марте 2002 г.
на заседании Европейского Совета в Барселоне в развитие задач, определенных в
Докладе «Конкретные задачи для систем профессионального образования и обучения
будущего», и предусматривает:
•
создание в Европе к 2010
г. системы профессионального образования
и обучения, которая станет общепризнанным эталоном качества в мире,
•
дополнительные мероприятия по внедрению механизмов, обеспечивающих
прозрачность дипломов и квалификаций, включая мероприятия по образцу
реализуемых в области высшего образования в рамках Болонского
процесса, скорректированных с учетом особенностей ПОО.
Конференция «Укрепление сотрудничества в области ПОО» в Брюсселе в июне 2002 г.
Основные решения предусматривают:
•
необходимость укрепления и развития европейского сотрудничества в
области ПОО, направленного на содействие свободной смене работы и перемещению
между странами, отраслями и регионами;
•
необходимость повышения качества и привлекательности ПОО,
•
необходимость создания европейского пространства ПОО.
Резолюция по развитию обучения в течение всей жизни [4] принята Советом 27 июня 2002
г. Резолюция основана на решениях, принятых в Лиссабоне и Барселоне, и служит
основой более тесного сотрудничества в области ПОО по таким вопросам, как
прозрачность, признание, перенос баллов, или зачетных единиц, качество
квалификаций и компетенций.
Резолюция по развитию умений и мобильности, принята Советом в июне
2002 г. в развитие Резолюции от 27 июня 2002 г. (см. выше)
План действий в области умений и мобильности. Принят Европейской
Комиссией в феврале 2002 г. Основной целью Плана является формирование рабочей
силы, которая может занимать высококвалифицированные и высоко оплачиваемые
рабочие места и которая может беспрепятственно учиться и работать в любой
стране Европейского Союза. В реализации Плана ключевая роль отведена социальным
партнерам, которые признали вопросы повышения мобильности одним из приоритетов
на 2003-2005 годы.
Декларация Европейской Комиссии и министров образования
европейских стран по развитию сотрудничества в области ПОО в Европе, положившая
начало так называемому «Копенгагенскому процессу» (Копенгаген, ноябрь 2002 г.).
Основные задачи Копенгагенского процесса:
1.
Повышение качества образования;
2.
Повышение привлекательности ПО;
3.
Развитие мобильности студентов
и
выпускников
системы
ПО.
Восемь основных пунктов Копенгагенской Декларации охватывают
такие направления, как:
•
формирование европейского пространства ПОО;
•
повышение прозрачности квалификаций;
•
формирование системы переноса зачетных единиц;
•
развитие отраслевых компетенций и квалификаций;
•
разработка общих критериев качества и систем обеспечения качества;
•
развитие систем профессиональной ориентации и консультирования;
•
признание неформального и спонтанного обучения;
•
повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного
обучения.
Основные принципы, на которых основывается Копенгагенская
Декларация
и
Резолюция в области укрепления сотрудничества в сфере ПОО:
•
добровольный характер сотрудничества;
•
оптимизация сформировавшихся в рамках национальных систем ПОО
моделей и образцов практики;
•
нацеленность на нужды и потребности граждан и других категорий
пользователей;
•
участие социальных партнеров.
Что дает реализация задач Копенгагенского процесса гражданам?
•
повышение мобильности между странами, секторами, рабочими местами и институтами за счет использования
в качестве «общей валюты» квалификаций и компетенций;
•
повышение возможностей трудоустройства, развитие занятости;
•
обеспечение социальной гармонизации;
•
реализацию возможностей обучения в течение всей жизни; повышение
гражданской активности населения;
•
расширение возможностей получения консультационной помощи для выбора возможностей обучения и работы в
течение всей жизни.
Основные механизмы реализации
В качестве механизмов реализации поставленных задач:
•
осуществляется внедрение и оптимизация информационных сетей и
механизмов, включая EUROPASS;
•
усиление взаимодействия между ПОО и высшим образованием;
•
формирование единой рамки уровней и квалификаций.
Для поддержки реализации Копенгагенской Декларации были
созданы так называемые виртуальные сообщества, призванные содействовать
осуществлению коммуникации и обмену мнениями всех участников данного процесса.
На сайтах виртуальных сообществ в онлайновом режиме осуществляется размещение и
обмен информацией, обсуждение хода реализации принятых решений. Виртуальное
сообщество охватывает 170 членов из 20 стран, в нем также участвуют Европейские
социальные партнеры и Европейский экономический и социальный комитет.
Сформированы 3 рабочие группы по реализации Копенгагенской
Декларации. Первая - занимается Europass. Вторая - разрабатывает
систему переноса зачетных единиц. Третья - занимается вопросам качества, а
именно, разработкой критериев качества ПОО.
Следует подчеркнуть, что цель Копенгагенского процесса
состоит не в гармонизации структур, но в развитии добровольного сотрудничества,
повышении взаимного доверия, прозрачности и посредством всего этого -
мобильности. Как Болонский, так и Копенгагенский процесс направлены на
сохранение национально специфических особенностей систем образования и основаны
на добровольном участии.
[1] Экономика/общество, основанное на знаниях —
экономика/общество, основу которого составляют знания, проникающие во все сферы
жизни общества и экономики, что приводит к существенным изменениям
социально-экономической структуры общества. Знания в новом социуме не только
создаются, но и эффективно и продуктивно используются в виде
высокотехнологической продукции, высококвалифицированных услуг, научной
продукции и образования. Ключевые характеристики экономики/общества,
основанного на знаниях - институциональный режим, степень образованности
населения, информационная инфраструктура и национальная инновационная система.
[2] Непрерывное профессиональное
образование/обучение - все формы профессионального образования/обучения,
следующие за начальным профессиональным образованием. Охватывает повышение
квалификации, переобучение действующих работников и безработных граждан,
образование/обучение взрослого населения.
[3] Мобильность - способность человека адаптироваться к
новой профессиональной среде; способность и возможность менять место работы
(трудовая мобильность), учебы (образовательная или академическая мобильность)
или сферу деятельности для наиболее полного удовлетворения потребностей
экономики и собственных профессиональных, и образовательных потребностей и
интересов.
[4] Обучение в течение всей жизни - всякое
целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе с целью
совершенствования знаний, умений и компетенций в целях личностного и
социального развития и трудоустройства.