Основные вехи интеграционных процессов в области профессионального образования и обучения в странах ЕС

 

Лиссабонская резолюция, принята на заседании Европейского Совета в марте 2000 г. Содержит официальное признание центральной роли образования как фактора экономической и социальной политики, а также как средства повышения конкурентоспособности Европы в мировом масштабе, сближения ее народов и полноценного развития граждан. В резолюции также обозначена стратегическая цель превращения ЕС в наиболее динамически развивающуюся экономику, основанную на знаниях [1].

Неотъемлемой частью принятой стратегии, предполагающей усиление взаимодействия между политикой в области экономики, занятости и развития человеческих ресурсов, является развитие высококачественного профессионального образования и обучения. И в этой связи важнейшим принципом политики Европейского Союза признано повышение отдачи от инвестиций в человеческие ресурсы, т.е. повышение эффективности и качества профессионального развития (образования и обучения) граждан.

На уровне национальных государств - членов ЕС для достижения целей Лиссабонской Декларации определены следующие приоритеты:

• Использование единых механизмов и принципов для поддержки реформ и развития систем ПОО, в том числе прозрачности (Europass) квалификаций и компетенций, консультирования в течение всей жизни, официального признания неформального и спонтанного обучения и обеспечения качества.

Это требует:

     активизации участия всех заинтересованных сторон и их взаимодействия  на национальном, региональном и местном уровне;

     повышения государственных и частных инвестиций в ПОО, включая смешанные инвестиции;

     развития социального партнерства, что может быть достигнуто за   счет предоставления различных льгот компаниям, инвестирующим в обучение;

     дальнейшего развития систем ПОО для удовлетворения потребностей групп риска на рынке труда (молодежи, не завершившей общего образования, неквалифицированных работников, мигрантов, лиц с ограничениями здоровья и безработных граждан). Это предполагает использование сочетания целевых инвестиций, оценки ранее полученного обучения и целевого обучения;

     развития и реализации форм открытого обучения, позволяющего людям самим определять образовательные траектории и получать необходимое консультирование. В дополнение к вышеуказанным мерам необходимо создать гибкие и открытые системы ПОО для снижения барьеров между ПОО и общим образованием и расширения продвижения от начального к непрерывному обучению [2] и высшему образованию. А также должна быть повышена мобильность в рамках начального и непрерывного обучения;

      повышения качества ПОО путем системного привлечения ключевых партнеров на национальном, региональном и местном уровне. Особое   внимание должно уделяться опережающему определению потребности в умениях и планированию ПОО, что особенно важно для ключевых партнеров,   включая   социальных партнеров;

      дальнейшего развития обучающей среды в учебных заведениях и на рабочем месте. Это  означает обновление  педагогических подходов и  использование  методик, поддерживающих самоорганизованное обучение, а также использование потенциала ИКТ и электронного обучения, что позволит повысить качество образования и обучения;

      повышения профессионального уровня преподавателей и инструкторов
производственного обучения, направленное на их реальные потребности в обучении и с учетом их изменяющейся роли, отражающей изменения в сфере ПОО.

План мероприятий по развитию мобильности [3] и умений, принят на заседании ЕС в Ницце в декабре 2000 г. Предусматривает ряд мер по обеспечению:

         сравнимости систем образования и обучения;

         официального признания знаний, умений и квалификаций.

Этот документ также содержит план действий европейских социальных партнеров (организаций-членов европейского социального партнерства), которым отводится центральная роль в реализации принятых решений.

Доклад «Конкретные задачи для систем профессионального образования и обучения будущего», принят на заседании Европейского Совета в марте 2001 г. в Стокгольме. Доклад содержит дальнейшее развитие основных направлений совместной деятельности на европейском уровне в целях решения задач, поставленных в Лиссабоне.

В докладе определены три стратегические цели:

         повышение качества и эффективности систем ПОО в Европейском Союзе,

         облегчение доступа в ПОО для всех категорий граждан,

         открытие систем образования и профессионального обучения внешнему миру.

Рекомендация Европейского парламента и Совета, принята 10 июня 2001 г. Содержит положения относительно повышения мобильности в странах Сообщества для студентов, учащихся, учителей и наставников в развитие плана мероприятий по развитию мобильности, принятого в Ницце в декабре 2000г.

Конференция в Брюгге (октябрь 2001 г.). На этой Конференции руководители ПОО стран ЕС инициировали процесс сотрудничества в области ПОО, в том числе и в области признания дипломов или свидетельств об образовании и квалификаций.

Рабочая программа по общим целям и задачам, принята в феврале 2002 г. Рабочая программа определила следующие основные цели в области развития «Лиссабонского процесса»:

         обеспечение качества;

         доступ и открытость внешнему миру;

         обеспечение сопоставимости систем образования и обучения для оптимального
использования внутреннего разнообразия национальных систем образования;

         повышение мобильности;

         официальное признание знаний, умений и квалификаций на всем пространстве ЕС в интересах непрерывного обучения.

Общая рамка деятельности  европейских социальных партнеров, принята в феврале 2002 г. на базе Рабочей программы по общим целям и задачам.

Рабочая программа «Образование и обучение 2010», принята в марте 2002 г. на заседании Европейского Совета в Барселоне в развитие задач, определенных в Докладе «Конкретные задачи для систем профессионального образования и обучения будущего», и предусматривает:

         создание в Европе к 2010 г. системы профессионального образования  и обучения, которая станет общепризнанным эталоном качества в мире,

         дополнительные мероприятия по внедрению механизмов, обеспечивающих прозрачность дипломов и квалификаций, включая мероприятия по образцу реализуемых в области высшего образования в рамках   Болонского   процесса, скорректированных с учетом особенностей ПОО.

Конференция «Укрепление сотрудничества в области ПОО» в Брюсселе в июне 2002 г.

Основные решения предусматривают:

         необходимость укрепления и развития европейского сотрудничества в области ПОО, направленного на содействие свободной смене работы и перемещению между странами, отраслями и регионами;

         необходимость повышения качества и привлекательности ПОО,

         необходимость создания европейского пространства ПОО.

Резолюция по развитию обучения в течение всей жизни [4] принята Советом 27 июня 2002 г. Резолюция основана на решениях, принятых в Лиссабоне и Барселоне, и служит основой более тесного сотрудничества в области ПОО по таким вопросам, как прозрачность, признание, перенос баллов, или зачетных единиц, качество квалификаций и компетенций.

Резолюция по развитию умений и мобильности, принята Советом в июне 2002 г. в развитие Резолюции от 27 июня 2002 г. (см. выше)

План действий в области умений и мобильности. Принят Европейской Комиссией в феврале 2002 г. Основной целью Плана является формирование рабочей силы, которая может занимать высококвалифицированные и высоко оплачиваемые рабочие места и которая может беспрепятственно учиться и работать в любой стране Европейского Союза. В реализации Плана ключевая роль отведена социальным партнерам, которые признали вопросы повышения мобильности одним из приоритетов на 2003-2005 годы.

Декларация Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области ПОО в Европе, положившая начало так называемому «Копенгагенскому процессу» (Копенгаген, ноябрь 2002 г.).

 

Основные задачи Копенгагенского процесса:

1.       Повышение качества образования;

2.       Повышение привлекательности ПО;

3.       Развитие мобильности студентов и выпускников системы ПО.

Восемь основных пунктов Копенгагенской Декларации охватывают такие направления, как:

         формирование европейского пространства ПОО;

         повышение прозрачности квалификаций;

         формирование системы переноса зачетных единиц;

         развитие отраслевых компетенций и квалификаций;

         разработка общих критериев качества и систем обеспечения качества;

         развитие систем профессиональной ориентации и консультирования;

         признание неформального и спонтанного обучения;

         повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.

 

Основные принципы, на которых основывается Копенгагенская Декларация и Резолюция в области укрепления сотрудничества в сфере ПОО:

         добровольный характер сотрудничества;

         оптимизация сформировавшихся в рамках национальных систем ПОО моделей и образцов практики;

         нацеленность на нужды и потребности граждан и других категорий пользователей;

         участие социальных партнеров.

 

Что дает реализация задач Копенгагенского процесса гражданам?

         повышение мобильности между странами, секторами, рабочими   местами и институтами за счет использования в качестве «общей валюты» квалификаций и компетенций;

         повышение возможностей трудоустройства, развитие занятости;

         обеспечение социальной гармонизации;

         реализацию возможностей обучения в течение всей жизни; повышение гражданской активности населения;

         расширение возможностей получения консультационной помощи для    выбора возможностей обучения и работы в течение всей жизни.

 

Основные механизмы реализации

В качестве механизмов реализации поставленных задач:

         осуществляется внедрение и оптимизация информационных сетей и механизмов, включая EUROPASS;

         усиление взаимодействия между ПОО и высшим образованием;

         формирование единой рамки уровней и квалификаций.

Для поддержки реализации Копенгагенской Декларации были созданы так называемые виртуальные сообщества, призванные содействовать осуществлению коммуникации и обмену мнениями всех участников данного процесса. На сайтах виртуальных сообществ в онлайновом режиме осуществляется размещение и обмен информацией, обсуждение хода реализации принятых решений. Виртуальное сообщество охватывает 170 членов из 20 стран, в нем также участвуют Европейские социальные партнеры и Европейский экономический и социальный комитет.

Сформированы 3 рабочие группы по реализации Копенгагенской Декларации. Первая - занимается Europass. Вторая - разрабатывает систему переноса зачетных единиц. Третья - занимается вопросам качества, а именно, разработкой критериев качества ПОО.

Следует подчеркнуть, что цель Копенгагенского процесса состоит не в гармонизации структур, но в развитии добровольного сотрудничества, повышении взаимного доверия, прозрачности и посредством всего этого - мобильности. Как Болонский, так и Копенгагенский процесс направлены на сохранение национально специфических особенностей систем образования и основаны на добровольном участии.

 



[1] Экономика/общество, основанное на знаниях — экономика/общество, основу которого составляют знания, проникающие во все сферы жизни общества и экономики, что приводит к существенным изменениям социально-экономической структуры общества. Знания в новом социуме не только создаются, но и эффективно и продуктивно используются в виде высокотехнологической продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования. Ключевые характеристики экономики/общества, основанного на знаниях - институциональный режим, степень образованности населения, информационная инфраструктура и национальная инновационная система.

[2] Непрерывное профессиональное образование/обучение - все формы профессионального образования/обучения, следующие за начальным профессиональным образованием. Охватывает повышение квалификации, переобучение действующих работников и безработных граждан, образование/обучение взрослого населения.

[3]  Мобильность - способность человека адаптироваться к новой профессиональной среде; способность и возможность менять место работы (трудовая мобильность), учебы (образовательная или академическая мобильность) или сферу деятельности для наиболее полного удовлетворения потребностей экономики и собственных профессиональных, и образовательных потребностей и интересов.

[4] Обучение в течение всей жизни - всякое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе с целью совершенствования знаний, умений и компетенций в целях личностного и социального развития и трудоустройства.

Hosted by uCoz